Мой регион: Воронеж
Ваш регион Воронеж?
Корзина 0Сравнение

Перезвоните мне | info@vrn-snab.ru
+7 (473) 203-01-08
Мы работаем: с 9:00 до 18:00 | Сб-Вс выходные

Хочешь автомобиль?
Зарабатывай на мечту с "ОБЪЕКТ"
Обслуживание корпоративных клиентов

Трудности выбора: мотоблоки и культиваторы

Опубликовано: 23.06.2015 15:12 | Андрей Казачков


Среди работ, требующих особого приложения физических усилий, с давних времён особо выделяется обработка почвы. Недаром к сельскохозяйственным работам наши предки привлекали лошадей, а тракторы и другие сельскохозяйственные машины всегда пользовались уважением на селе. В более мелких масштабах приусадебного хозяйства многие столетия человек мог надеяться только на свои собственные силы. Для избавления многочасовой монотонной работы с лопатой и были изобретены культиваторы и мотоблоки. Перемешиваемая ими почва даже более подготовлена к высадке растений, чем вспаханная, при помощи плуга.


Функциональность


Число модификаций культиваторов и мотоблоков достаточно велико. Это обусловлено тем, что их применяют для обработки земельных участков разного размера и разного качества почвы. При этом общее устройство всех существующих моделей и принцип их работы можно свести к нескольким, схожим между собой, вариантам. Во-первых, следует различать культиваторы и мотоблоки. Последние могут работать применяя дополнительное оборудование, требующее отдельного привода (вал, шкив отбора мощности). С применением навесного оборудования (плуг, прицеп и т. п.) могут работать оба типа механизмов. На культиваторах может быть вал отбора мощности (реже 2) для присоединения специальных фрез и (или) колёс.


«Сердце» механизма


Вторым существенным различием малой техники для обработки земли является двигатель внутреннего сгорания. Двигатели для культиваторов и моноблоков разделяются на бензиновые ДВС, крайне редко встречающиеся дизельные двигатели и электромоторы. Последние, в свою очередь, можно разделить на работающие от стационарной сети и имеющие аккумуляторный привод.
Наиболее популярным является четырёхтактный двигатель мощностью от 2 до 6,5 л. с. Такой мотор достаточен для обработки любой почвы. Более мощные культиваторы и мотоблоки тяжелого класса могут иметь моторы до 10 л. с. Иногда встречаются культиваторы, работающие от двухтактного двигателя, но их выпуск снижается из-за низкой экологичности выхлопа. На основное количество моделей культиваторов установлены ДВС с горизонтальной ориентацией коленчатого вала. Показатель мощности мотора не считается основным параметром при выборе культиватора. Потенциальному владельцу стоит обратить внимание на величину крутящего момента, поступающего на рабочий инструмент. Различается, в зависимости от модификации, и частот вращения фрез. Среди культиваторов, относящихся к среднему классу, этот показатель составляет от 100 до 150 оборотов в минуту, у более лёгких моделей он повышается. Это обусловлено тем фактором, что чем тяжелее модель, тем на более сложной почве она используется. Это требует более высоких величин крутящего момента и, соответственно, меньшей скорости вращения фрез (при таких равных показателях как ширина обрабатываемой поверхности и частота вращения двигателей).
Выбор по производителю мотора основывается на потенциальных нагрузках на агрегат. Для применения в личном хозяйстве можно купить культиваторы и мотоблоки с недорогим мотором, профессионалам лучше отдать предпочтение продукции проверенных и надёжных брендов.
Если мотор сломался и не подлежит ремонту его легко заменить. Не исключена и замена двигателя в домашних условиях. Приятным фактором является стандартизация выходных параметров валов, что позволяет поставить взамен «выбывшего» ДВС другую модель.


Трансмиссия


К понятию трансмиссия относят все детали и узлы, служащие для направления крутящего момента на выходные валы и предохраняющие от остановок двигателя по причине заклинивания вала. Главными элементами этой системы являются редуктор и механизм сцепления. Для класса лёгких механизмов наиболее характерен червячный тип редуктора, в категории среднего класса лидирует цепной вариант. Различают редуктор:
• Разборный и неразборного типа;
• С отлитыми из чугуна, отштампованными или сделанными из сплавов алюминия корпусами;
• Необслуживаемые и требующие регулярного техобслуживания.
Принципиального влияния на выбор мотоблоков и культиваторов эти характеристики не оказывают. Редуктор относится к мало проблематичным узлам, а при его редкой поломке в любом случае потребуется помощь специалиста. Для обслуживаемых моделей необходима периодическая смазка, в сроки указанные производителем.
Сцепление требует к себе повышенного внимания: регулярного проведения проверки и регулировки. Процедура эта не сложна и вполне доступна для самостоятельного проведения. Для модификаций имеющих горизонтальный коленчатый вал, роль сцепления выполняет ремень, закреплённый на шкивах и ролик, передающий крутящий момент двигателя на редуктор. Для механизмов с функцией заднего хода в систему добавляют ещё один выходной вал, ремень и т. д. Перемещением ролика, к одной из ременных групп, и задаётся направление движения.
Менее популярны: тросовое, пневматическое сцепление, дисковое, кулачковое или комбинацию нескольких типов. Пневматическое управление удобней, но дороже.
Для культиватора с вертикальной ориентацией коленвала характерны ременные передачи, кулачковые, конусные и дисковые системы сцепления.
Ременный тип передачи, убирается в специальный корпус, находящийся между редукторной частью и мотором. Редуктор, применяемый в модификациях с вертикальным коленвалом, может быть червячным или (реже) цепным.
На ряде модификаций культиваторов и мотоблоков высокой мощности установлены фрикционные соединения.


Немного о фрезах


Фреза является непосредственным рабочим инструментом каждого культиватора. Конструктивно она состоит из крепящихся на валу 4 заточенных ножей, загнутой формы. Количество установленных пар фрез (1-4) находится в зависимости от мощностных показателей агрегата. По методам изготовления фрезы делятся на:
Созданные штамповкой из листов стали – применяемые на лёгких моделях;
Сделанные из изогнутой стальной заготовки – более удобны в работе, но дороже;
Изготовленные из стальной полосы, обычно кованной, – самый популярный вариант.
Фрезы закрепляются на вал (цилиндрический или шестигранный) заклёпками либо болтовыми соединениями. Первый метод надежнее, второй позволяет упростить транспортировку. Присоединение фрез друг к другу осуществляется стальными пальцами при помощи защелок или пружинных шплинтов.
Выбор фрезы скажется на качестве работы, в частности, глубине пропашки. Ножи могут быть полукруглой формы или под заточку. Первый вариант, проигрывая при вхождении в землю, обеспечивает более высокую степень безопасности и лучше помогает в борьбе с сорняками (не рубит корни, а извлекает их наружу).
Глубина обработки зависит от диаметра фрезы. Для качественной обработки её следует повторять два-три раза. При этом земля станет мягкой и комфортной для посадок. Оптимальной глубиной проработки почвенного слоя считается 15-20 см. Этого достаточно для обеспечения всхожести любых сельскохозяйственных культур. Производитель даёт в техдокументации усреднённую информацию, т. к. учесть качество земли на участке будущего владельца нереально.
Среди редких типов культиваторов можно выделить модели с вертикальными фрезами и механическую тяпку. Последний вариант обычно имеет электропривод и качающиеся (вместо вращения) ножи.


Сошники


На задней части культиватора расположен стальной прут (полоска металла), определяющий глубины культивации, его называют сошником. С помощью регулировки погружения сошника в почву, можно задать глубинку предстоящей обработки. В категории лёгких моделей не является обязательным элементом комплектации.


Элементы управления


Управляющие устройства наиболее просты у электрических культиваторов лёгкого (сверхлёгкого) класса. Для приведения их в действие достаточно замыкания двух контактов. Наиболее распространены блоки управления, включающие вилку под удлинители, включатель с системой блокировки от непреднамеренного запуска. Расположен он на рукоятке культиватора.
Тяжелые электрические модели и ДВС работающие на бензине управляются немного сложней. Один из рычагов осуществляет сцепление, другой обеспечивает задний ход. Конструктивно и по дизайну исполнения рычаги могут значительно отличаться: простые, с блокировкой от случайного пуска, с регулировкой усилия, эргономические и т. д. При включении они не фиксируются и при отпускании двигатель отключается. Такое «неудобство» обусловлено заботой о безопасности оператора.
К рукоятям управления можно отнести узел, удерживающий машину, – две ручки и объединяющие их элементы. Эта часть наиболее разнообразна. Различаются:
• По типу крепления;
• По наличию регулировки высоты;
• По форме и дизайну;
• По углу наклона;
• По углу поворота, от жестко фиксированных до 180 градусов.


Колёса крутятся


Варианты транспортировочных колёс весьма разнообразны. Они могут быть съёмными или жестко включенными в конструкцию, могут подниматься или переворачиваться (объединенные с сошником). Колёс может быть по одному или два как спереди, так и сзади. Для движения при помощи колёс нужно нажать на ручки вниз (при заднем креплении колёс) или приподнять машину. Предназначение - перемещение оборудования без контакта фрезы с почвой или иной поверхностью. Для транспортировки удобнее «задние» колёса. Они требуют приложения меньшего усилия для приведения в действие. Передние колёса обеспечивают больше комфорта и маневренности при перемещении по обрабатываемому участку.


Весовые категории


Важным фактором при выборе культиваторов и мотоблоков является их вес. Лёгкая машина бесполезна при обработке больших площадей или трудной (целинной) почвы. По весовым характеристикам различают:
1. Сверхлёгкие культиваторы – масса до 10 кг. Обычно оснащены электрическими моторами на 0,6-1,2 кВт. Часто встречаются аккумуляторные модели, дающие возможность работать вдали от сети электропередач, но очень дорогие. Сверхлёгкие модели обычно имеют червячные редукторы, вместо сцепления иногда установлен блок защиты двигателя. Сошник присутствует не обязательно, т. к. с такими весовыми характеристиками глубоко закопаться практически невозможно. Хороши для частного использования, работы на тщательно окультуренной почве, в теплице, парнике, для рыхления земли и внесения удобрений. Легко управляемы, не требуют приложения особых усилий и не нуждаются в техобслуживании. Вращение фрез около 300 об/мин.
2. Культиваторы лёгкого класса – весят до 30 кг. Обычно имеют две пары фрез и бензиновый мотор. Регулировка рукояток минимальна или отсутствует вообще. Наличие сошника необязательно. Для дополнительного оборудования не приспособлены (редко вычесыватель для мха). Справится с несколькими сотками ранее обрабатываемой (лёгкой) почвы.
3. Культиваторы среднего класса – по весу сопоставимы с человеком (40-60 кг). Оснащены 2-3 парами фрез и двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине. Исполнение рукояток может быть от простейшего до «навороченного». Могут иметь только переднюю передачу или передний-задний ход. Работают с дополнительными приспособлениями и оборудованием (картофелекопатель, окучник и т. п.). С полноценным плугом справятся только «тяжеловес» категории (свыше 50 кг.). С усилием, но справятся с целиной, возможно использование прицепной тележки.
4. Тяжелые культиваторы – весят до 100-130 кг. Могут использоваться с любым прицепным или навесным оборудованием, оснащены мощным двигателем, 3-4 парами фрез и несколько передних передач .
5. Мотоблоки – весят 50-300 кг (чаще 80-100). Работают с дополнительным оборудованием, например:
• Сенокошение;
• Уборка снега;
• Транспортировка;
• Уборка территории.
Относятся к универсальному оборудованию, которое можно эксплуатировать круглогодично.